Сайт взаимодействия учителя и учеников
1 Декабря

Дополнительный материал к теме "макроэволюция"

Способы достижения биологического прогресса

Ароморфоз:

·         крупное изменение (в тестах выбираем изменение самой крупной систематической единицы; например, между "что-то у лягушек", "что-то у млекопитающих" и "что-то у растений" выбираем последнее, потому что растения – это самая крупная систем. единица из трех представленных)

·         изменение, полезное в различных условиях

·         приводит к возникновению крупных систем. единиц (типов, классов)

Например: появление цветка у растений, появление шерсти у млекопитающих, появление пятипалой конечности у позвоночных.

Идиоадаптация:

·         небольшое изменение (в тестах выбираем изменение самой маленькой систем. единицы)

·         полезное только в одних определенных условиях

·         приводит к появлению небольших систем.единиц (видов, родов)

Например: приспособление цветка к опылению муравьями, расчленяющая окраска шерсти у зебры, появление ластообразной конечности у китов.

Дегенерация: исчезновение органа или системы органов, не нужных в новых условиях. Происходит при переходе к сидячему, подземному/пещерному и паразитическому образу жизни.
Например: у аскариды хуже, чем у свободноживущих нематод, развиты нервная система и органы чувств.

685
2 Ноября

По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

 

1) Признак рецессивный;

2) генотипы родителей: мать — аа, отец — АА или Аа;

3) генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы — Аа (допускается: иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи, указание только одного из вариантов генотипа отца).

По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

 

1) Признак доминантный, не сцеплен с полом;

2) генотипы детей 1 поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;

3) генотипы детей 2 поколения: дочь Аа.

Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит независимое наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении.

1) в скрещивании участвуют гетерозиготные по двум парам признаков особи;

2) гомологичные хромосомы расходятся в мейозе в разные гаметы случайным образом, образуя 4 типа гамет: АВ, Аb, аВ, аb (аллели не сцеплены);

3) при оплодотворении случайное слияние разных гамет приводит к независимому сочетанию признаков.

986
2 Ноября

16. У супружеской пары, в которой оба супруга обладали нормальным зрением, родились: 2 мальчика и 2 девочки с нормальным зрением и сын-дальтоник. Определите вероятные генотипы всех детей, родителейтакже возможные генотипы дедушек этих детей.

Пояснение.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

1) Родители с нормальным зрением: отец ♂ХУ, мать ♀ХdХ.

2) Гаметы ♂ Х, У ; ♀ Хd, Х.

3) Возможные генотипы детей — дочери ХdХ или ХХ; сыновья: дальтоник

ХdУ и сын с нормальным зрением ХУ.

4) Дедушки или оба дальтоники — ХdУ, или один ХУ, а другой ХdУ.

 

17. У матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца родились 2 дочери и 2 сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей, если ген гемофилии является рецессивным и сцеплен с полом.

1) Генотипы родителей ХН ХН и ХhУ;

2) генотипы потомства — ХН Хh и ХН У;

3) дочери — носительницы гена гемофилии, а сыновья — здоровы.

18. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын-дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х-хромосомах. Определите генотипы родителей, сына дальтоника и вероятность рождения детей, носителей гена дальтонизма.

Пояснение.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

1) Генотипы родителей: мать — ХDХd, отец — ХDУ;

2) генотип сына-дальтоника — Хd У;

3) вероятность рождения носителей гена дальтонизма (ХDХd) — 25%.

 

19. У здоровых родителей сын болен гемофилией. Определите генотипы родителей, их сына, вероятность рождения больных детей и носителей гена гемофилии у этих родителей, если ген гемофилии (h) является рецессивным и сцеплен с полом.

Пояснение.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

1) Генотипы родителей: матери — ХН Хh, отца — ХHУ;

2) генотип сына — Хh У;

3) вероятность появления больных детей — 25% (сыновья), 25% сыновей — здоровы, дочери — здоровы (ХН ХH, ХН Хh), но половина дочерей — носительницы гена гемофилии.

 

20. Мужчина с нормальным зрение женился на женщине-дальтонике (рецессивный ген d сцеплен с Х-хромосомой). Определите генотипы родителей, соотношение фенотипов и генотипов в потомстве.

1) Генотипы родителей: матери — ХdХd, отца ХDУ;

2) генотипы потомства: все дочери являются носительницами гена дальтонизма — ХDХd, все сыновья — дальтоники — Хd У;

3) соотношение больных и здоровых детей — 1:1 или 50%:50%.

21. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому генужизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол — женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность вылупления курочек от общего числа жизнеспособного потомства.

 

Р: ХА Ха х ХА У

G: ХА Ха У ХА

F1 ХА У, Ха У, ХА ХА, ХА Ха

 

Ответ:

1) генотип родителей: ХА Ха, ХА У,

2) генотип потомства — ХА У — курочка, ХА Ха , ХА ХА — петушки,

Ха У — курочка нежизнеспособная,

3) вероятность вылупления курочек от общего числа потомства — 33%.

22. Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства — соотношение генотипов и фенотипов.

1) Генотипы родителей ХН Хh и ХHУ;

2) генотипы потомства — ХН Хh, ХН ХH, ХН У, ХhУ;

3) дочери — носительница гена гемофилии, здоровая а сыновья — здоров, болен гемофилией.

23В семье, где родители имеют нормальное цвето

3205
2 Ноября

8. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре (клетке) семязачатка перед началом мейоза I и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

Пояснение.

1) Клетки семязачатка содержат диплоидный набор хромосом – 28 (2n2c).

2) Перед началом мейоза в S-периоде интерфазы – удвоение ДНК: 28 хромосом, 56 ДНК (2n4c).

3) 1 деление редукционное. В мейоз 2 вступают 2 дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом (n2c) – 14 хромосом,28 ДНК .

9. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

Пояснение.

Диплоидный набор хромосом 2n2c

1) Перед началом мейоза в S-периоде интерфазы – удвоение ДНК: Профаза мейоза I – 2n4с

2) Первое деление редукционное. В мейоз 2 вступают 2 дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом (n2c)

3) Метафаза мейоза II — хромосомы выстраиваются на экваторе n2с

10. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Пояснение.

Гаметы мха кукушкина льна образуются на гаметофитах из гаплоидной клетки путём митоза. Набор хромосом у гамет одинарный — n.

Споры мха кукушкина льна образуются на диплоидном спорофите в спорангиях путём мейоза из диплоидных клеток. Набор хромосом у спор одинарный — n

11. Соматические клетки дрозофилы содержат 8 хромосом. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза I? Объясните результаты в каждом случае.

Пояснение.

1. Клетка содержит 8 хромосом и 8 молекул ДНК. Это диплоидный набор.

2. Перед делением в интерфазе происходит удвоение молекул ДНК. 8 хромосом и 16 молекул ДНК.

3. Т.к. в анафазе I гомологичные хромосомы расходятся к полюсам клетки, то в телофазе I клетки делятся и образуют 2 гаплоидных ядра. 4 хромосомы и 8 молекул ДНК — каждая хромосома состоит из двух хроматид (ДНК) — редукционное деление.

12. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетке семязачатка в конце мейоза I и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

Пояснение.

1) Клетки семязачатка содержат диплоидный набор хромосом — 28 (2n2c).

Перед началом мейоза в S-периоде интерфазы – удвоение ДНК: 28 хромосом, 56 ДНК (2n4c).

 

2) В анафазе мейоза 1 — к полюсам клетки расходятся хромосомы, состоящие из двух хроматид. Деление редукционное.

В конце мейоза I образуется клетка с набором n2c —14 хромосом, 28 ДНК .

3) В мейоз II вступают 2 дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом (n2c).

В анафазе мейоза II — к полюсам клетки расходятся хроматиды. После расхождения хроматид в телофазе II образуется 4 гаплоидных клетки с набором nc — 14 хромосом, 14 ДНК

13. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК(с) в клетке в конце телофазы мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

Пояснение.

Схема решения задачи включает:

1) в конце телофазы мейоза I набор хромосом – n; число ДНК – 2с;

2) в анафазе мейоза II набор хромосом – 2n; число ДНК – 2с;

3) в конце телофазы I произошло редукционное деление, число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза, хромосомы двухроматидные;

4) в анафазе мейоза II к полюсам расходятся сестринские хроматиды (хромосомы), поэтому число хромосом равно числу ДНК

14. Какова сущность хромосомной теории наследственности Т.Моргана?

Пояснение.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

1) Гены расположены в хромосоме линейно.

2) Гены одной хромосомы образуют группу сцепления, и поэтому они наследуются вместе.

3) Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.

4) Нарушение сцепления генов происходит в процессе кроссинговера, частота которого зависит от расстояния между генами — чем больше расстояние между генами, тем больше частота кроссинговера.

 

15. У супругов Анны и Павла, имеющих нормальное зрение, родились два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное, но она родила 3 сыновей, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын Анны и Павла — дальтоник. Две его дочери и два сына видят нормально. Второй сын Анны и Павла и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех указанных родственников?

Пояснение.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

1) Анна XDХd, Павел XDY

2) Первая дочь Анны и Павла XDХd,

3) Вторая дочь Анны и Павла ХDXD, т.к. пять сыновей имеют нормальное

зрение.

4) Первый сын XdY , его дочери XDХd , а его сыновья XDY.

5) Второй сын Анны и Павла и его дети имеют генотипы ХDУ.

745
2 Ноября

1Общая масса всех молекул ДНК в 46 соматических хромосомах одной соматической клетки человека составляет 6х10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его окончания. Ответ поясните.

1) В половых клетках 23 хромосомы, т.е. в два раза меньше, чем в соматических, поэтому масса ДНК в сперматозоиде в два раза меньше и составляет 6х 10-9 : 2 = 3х 10-9мг.

2) Перед началом деления (в интерфазе) количество ДНК удваивается и масса ДНК равна 6х 10-9 х2 = 12 х 10-9мг.

3) После митотического деления в соматической клетке число хромосом не меняется и масса ДНК равна 6х 10-9 мг.

2. Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чем оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.

1) сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза;

2) все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды);

3) образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.

3. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

Пояснение.

1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом — 2n, так как зародыш развивается из зиготы — оплодотворённой яйцеклетки;

 

2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом — 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);

 

3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом — 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша.

4. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и в анафазе мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

Пояснение.

Клетки семязачатка содержат диплоидный набор хромосом – 28 (2n2c).

Перед началом мейоза в S-периоде интерфазы – удвоение ДНК: 28 хромосом, 56 ДНК (2n4c).

В анафазе мейоза 1 – к полюсам клетки расходятся хромосомы, состоящие из двух хроматид. Генетический материал клетки будет (2n4c = n2c+n2c) – 28 хромосом, 56 ДНК .

В мейоз 2 вступают 2 дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом (n2c) – 14 хромосом,28ДНК .

В анафазе мейоза 2– к полюсам клетки расходятся хроматиды. После расхождения хроматид число хромосом увеличивается в 2 раза (хроматиды становятся самостоятельными хромосомами, но пока они все в одной клетке) – (2n2с= nc+nc) – 28 хромосом,28ДНК

5Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Пояснение.

1. Эпидермис листа имеет диплоидный набор хромосом. Взрослое растение является спорофитом.

2. Все клетки зародышевого мешка гаплоидны, но в центре находится диплоидное ядро(образуется в результате слияния двух ядер) – это уже не восьмиядерный, а семиклеточный зародышевый мешок. Это гаметофит.

3. Спорофит образуется из клеток зародыша семени путем митотического деления. Гаметофит образуется путем митотического деления из гаплоидной споры.

6. Синдром Дауна у человека проявляется при трисомии по 21 паре хромосом. Объясните причины появления такого хромосомного набора у человека.

Пояснение.

1. При нарушении мейоза возникает нерасхождение хромосом у женщин.

2. Формируются аномальные клетки (XX) вместо нормальных гамет.

3. При оплодотворении гамета с аномальным набором 21-й пары хромосом (XX) сливается с нормальным сперматозоидом, содержащим в ядре одну хромосому 21-й пары. В результате формируется зигота с набором хромосом по 21-й паре — XXX.

 

7. Укажите число хромосом и количество молекул ДНК в профазе первого и второго мейотического деления клетки. Какое событие происходит с хромосомами в профазе первого деления?

Пояснение.

1. В профазе первого деления количество хромосом и ДНК отвечает формуле 2п4с.

2. В профазе второго деления формула – п2с, так как клетка гаплоидна.

3. В профазе первого деления происходят конъюгация и кроссинговер гомологичных хромосом

2186
20 Сентября

Характеристика

 Уровень организации 

белковой молекулы

А) встречается редко

Б)глобулярная структура

В) комплекс из нескольких глобул и неорганического вещества

Г) образована за счёт ионных, водородных и гидрофобных связей

Д) образована за счёт дисульфидных, ионных, гидрофобных связей

Е) специфична для каждого белка, зависит от первичной структуры

1) третичная

2) четвертичная

Ответ А     Б    В   Г   Д   Е

Процессы Этапы пластического обмена

А)происходит в цитоплазме

Б)происходит в ядре

В)процессинг

Г)синтез и-РНК

Д)сборка белковой молекулы

Е)участвуют рибосомы и т-РНК

1)транскрипция

2)трансляция

Ответ А    Б    В   Г   Д   Е

618
28 Февраля

Чередование поколений у растений

 

Мхи

Папоротники

Голосеменные, Покрытосеменные

Гаметофит

взрослое растение, преобладает над спорофитом (n)

образует гаметы (n) (митозом)

заросток (n), существует самостоятельно

образует гаметы (n) (митозом)

Гаметы семенных растений  развиваются на спорофитах:

мегаспора (n) — женский гаметофит

микроспора (n) — мужской гаметофит

 

Спорофит

находится (паразитирует) на гаметофите (2n)

образует споры (n) мейозом 

основная жизненная форма (2n)

образует споры (n) мейозом 

основная жизненная форма (2n)

образует споры (n) мейозом 

Для большинства водорослей и всех растений/   размножающихся и спорами (мхи и папоротниковидные), и семенами (голосеменные и покрытосеменные),

 существует чередование двух стадий в их жизненном развитии, которые может быть не совсем верно называются “чередованием поколений”.

Давайте вспомним, как называются эти стадии. Спорофит и  гаметофит. Почему они так называются?

 

Спорофитом (“споро” и “фит” – дословно, “несущий споры”) называют: 1) ту часть жизненного цикла  растения, который завершается образованием бесполых структур - спор  2) все клетки спорофита содержат нормальный (диплоидный) набор хромосом.

Надо обязательно помнить: споры, прежде, чем высыпаться из коробочки (у мхов) или из спорангия (у папоротников) или споры семенных растений (из которых потом формируются гаметофиты) – претерпевают мейотическое или редукционное деление, становятся гаплоидными (n).Поэтому, все клетки той структуры растения, которые  сформируются из этих гаплоидных спор, будут, естественно, тоже гаплоидными.  

Другая  стадия жизненного цикла называется  гаметофитом. 

Гаметофитом (“гамето” и “фит”  - дословно“несущий гаметы”) называют:

·         1) ту часть жизненного цикла  растения,  которая завершается образованием   половых структур – гамет;  

·         2)  все клетки гаметофита содержат половинный (гаплоидный) набор хромосом.

Как формируются половые структуры на гаметофите — гаметы? Поскольку все клетки   гаметофита  формируются из гаплоидных  спор, значит они образуются митозами, то и специальные половые клетки – гаметы на нем тоже образуются митозами – они ведь сразу гаплоидные (у животных же, мы помним, гаметы образуются мейотическим или редукционным делением).

Таким образом, у растений не только гаметы  (половые клетки), являются гаплоидными (n), но и бесполые клетки – споры, тоже являются гаплоидными.

Споры — образуются при помощи мейоза, гаметы — митоза

Почему же тогда споры – это бесполые клетки, а гаметы – половые клетки?

Каждая гаплоидная спора (одна) не сливаясь ни с какой другой клеткой, то есть сама по себе,   прорастая, образует новый организм (вернее другую жизненную стадию организма), генетически идентичную наследственному аппарату этой одной споры.

Таким образом, спора, являясь продуктом спорофита, сама образует будущий гаметофит. Такое размножение и называется бесполым.

Ткани гаметофита гаплоидные (они же развились из гаплоидных спор),  из них формируются гаметы. Каждая гаплоидная гамета не образует новый организм. Только после стадии оплодотворения её другой гаметой, после объединения генетического материала (n) женской и (n) мужской гамет, образуется диплоидная(2n) зигота.  Именно эта диплоидная зигота и даст начало новому будущему диплоидному организму (спорофиту).

Таким образом, гаметы, являясь продуктом гаплоидного гаметофита, только сливаясь попарно (мужские с женскими) обеспечат дальнейшее развитие организма. Поэтому такое размножение, в котором участвуют два партнера называется половым.    

Что же является спорофитом и гаметофитом у споровых (мхи и папоротниковидные) и семенных растений (голосеменные и покрытосеменные)?                                                               

Мы подошли к ответу на вопрос, который вызывает наибольшую путаницу.

Среди споровых растений только у мхов  их взрослое вегетирующее растение является гаметофитом (n), образующимся из зеленой нити – протонемы (предростка) - (n).

Мхи – раздельнополые растения. На рисунке показано, что после оплодотворения (n + n), на женском гаметофите  формируются коробочки (2n) это  спорофит мхов. В коробочках после мейоза формируются гаплоидные споры (n).

  У мхов стадия гаметофита преобладает над спорофитом.   У  папоротников  и всех семенных растений их основной жизненной формой, самим вегетирующим растением является спорофит.

Только у нитчатых водорослей  и мхов   стадия гаметофита (n)  является преобладающей. У папоротников  гаметофит представлен маленьким заростком, а у голосеменных  и покрытосеменных  вообще  редуцирован  до микроскопических размеров. 

Казалось бы, поскольку  папоротники как и мхи  споровые растения, то у них чередование поколений должно происходить сходным со мхами образом.

Но оказывается все наоборот: у споровых папоротников цикл чередования поколений (имеется в виду, какая форма  представляет собой само взрослое вегетирующее растение) сходен с циклом чередования поколений семенных растений.

Что бы этот факт легче запомнился, следует указать, что мхи – тупиковая ветвь эволюции царства растений. И, что именно от папоротниковидных произошли все современные семенные растения (только семенные растения произошли не от ныне живущих споровых папоротников, а от вымерших папоротников, у которых уже было семенное размножение).

 

Есть ли чередование поколений у животных?

Да, естьНо, если чередование поколений характерно для всех представителей царства растений  то в царстве  животных это скорее исключение, чем правило.

Из курса школьной программы по биологии надо помнить, что чередование поколений есть у некоторых паразитических простейших(например, у малярийного плазмодия   – тип споровики), многих кишечнополостных, паразитических червей (тип плоские черви) и некоторых насекомых.

Смысл термина “чередование поколений” у животных тот же, что и у растительных организмов. Только здесь неприемлемы  термины “гаметофит” и “спорофит”. Хотя чередование поколений у животных  - это тоже смена жизненных фаз организма половой и  бесполой.

У медуз, например, сама плавающая взрослая колоколообразная медуза (2n), способная образовывать путем мейозов гаметы (яйцеклетки и сперматозоиды) – это и есть половое поколение (а у растений то, помните, взрослое растение – спорофит, хотя и тоже 2n, но представляет собой бесполое  поколение).

Половые клетки (n) после оплодотворения  образуют зиготу —  снова (2n), развивающуюся в личинку – плавающую планулу.

Планула оседает на дно и из нее образуется новый организм, совершенно не похожий на медузу – сидячий полип (тоже как и планула и медуза 2n).

Этот сидячий полип и есть бесполое поколение в цикле развития медузы, поскольку взрослея от него “отшнуровываются” поперечным делением   (бесполое размножение) молодые медузинки, уходящие в свободное плавание и превращающиеся со временем во взрослых медуз

Основной и промежуточный хозяин

В цикле чередования поколений паразитарных животных (то есть живущих внутри других организмов) смена их жизненных фаз сопровождается сменой хозяев.

То животное, в котором происходит половое размножение паразита, называется основным хозяином. А животное,  в котором осуществляется бесполая фаза развития паразита называется промежуточным хозяином.

Так, самый распространенный пример: у  печеночного сосальщика основным хозяином является человек или корова, а промежуточным хозяином – улитка малый прудовик.

В заключение   хочется еще раз подчеркнуть

  у животных организмов, для которых характерно развитие с чередованием поколений, оба поколения и половое,  и бесполое состоят из клеток с двойным набором хромосом(2n)

у высших же растений (кроме мхов) их взрослая вегетирующая форма, являющаяся спорофитом - бесполым поколением, тоже содержит в своих клетках двойной набор хромосом (2n), а гаметофит -половое поколение – всегда гаплоиден (n).

Согласен, что  всё это не очень просто запомнить, так как в учебниках по биологии нет четкого разграничения в одном месте (буквально на одной странице) отличий в понятии “чередование поколений” у растительных и животных организмов.  Но разобраться с этими понятиями обязательно следует и для успешной подготовки к экзаменам по биологии, и для того, чтобы иметь вообще более правильное представление  о живых “конструкциях” на Земле.

В чем польза от чередования поколений, почему эволюция сохранила такой способ существования у многих  организмов?

Известно, что чередование поколений зависит от условий среды. При благоприятных условиях размножение происходит, как правило, бесполыми способами – делением, почкованием, вегетативно.  При неблагоприятных условиях бесполое поколение сменяется половым.

Так произошло исторически, что эволюция размножения шла от бесполого размножения, свойственного одноклеточным, к половому размножению. От организмов с гаплоидным числом хромосом в клетках – к организмам с диплоидным набором хромосом.

Согласитесь, что диплоидность – это возможность обладать более разнообразной генетической информацией, а значит и возможность иметь эволюционные преимущества.

Примитивные формы, размножаются только бесполым путем, а у более сложных форм бесполое размножение чередуется с половым (в основном в царстве растений). В процессе эволюции в цикле развития организмов закономерно уменьшается роль (продолжительность существования и размеры) гаплоидной фазы и увеличивается роль диплоидной фазы.

8570
2 Февраля

Генеративные органы растений:

1. зародышевый мешок у цветковых растений - женский гаметофит

2.у цветковых растений гаплоидная макроспора образуется путём мейоза, а затем после 3 митотических циклов из неё формируется женский гаметофит - зародышевый мешок

3. у цветковых растений яйцеклетка формируется из гаплоидного ядра зародышевого мешка

4. эндосперм цветковых растений имеет набор хромосом 3п

5. спора у цветковых растений образуется в результате мейоза

6.семя образуется из семязачатка; эндосперм - из центральной клетки; околоплодник - из стенок завязи; зародыш - из оплодотворённой яйцеклетки.

746
2 Сентября

 

1) У человека ген, отвечающий за развитие "римского" носа (А), доминирует над геном, отвечающим за развитие прямого носа, а тонкие губы - рецессивный признак (в). Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В семье, где родители имели толстые губы и один из них имел прямой нос, а другой - "римский2, родился ребёнок с тонкими губами и прямым носом. Их второй ребёнок имел толстые губы и "римский " нос. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего появления детей с тонкими губами и прямым носом.

Элементы ответа: 1) генотипы родителй: ааВв и АаВв

2) ребёнок с тонкими губами и прямым носом - аавв, второй ребёнок с толстыми губами и "римским" носом - АаВВ илиАаВв

3) возможные генотипы детей: АаВВ, 2АаВв, ааВВ, 2ааВв, Аавв, аавв, вероятность рождения детей с тонкими губами и прямым носом - 12,5% (аавв)

Повторить:

понятия: парасимпатическая система,симпатическая   система, отделы мозга,  железы внешней и внутренней секреции; признаки цинги, бери-бери, "куриной слепоты", рахита - при недостатке каких витаминов развиваются эти заболевания.

Сахарный диабет,базедова болезнь, кретинизм, карликовость, акромегалия - недостаток или избыток каких гормонов.

Адреналин, тироксин, соматотропин, инсулин - какими  железами эндокринной системы выделяются.

1.Какой хромосомный набор характерен для спермиев,эндосперма цветковых растений. Из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

1. спермии - п, эндосперм -3п

2.спермии формируются путём митоза из микроспоры

3.эндосперм образуется в результате слияния центральной клетки (2п) и одного спермия (п). Он имеет триплоидный набор хромосом

2.Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны

В мужских шишках сосны развиваются пыльцевые мешки, внутри которых из материнских клеток путём митоза образуются микроспоры (пыльцевые зёрна), имеющие набор хромосом п.

Микроспоры прорастают в мужской гаметофит, состоящий из 2 клеток: вегетативной и генеративной. Генеративная клетка делится с образованием 2 спермиев, имеющих гаплоидный набор хромосом п.

3.Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор мха кукушкин лён. Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Гаметы образуются на гаплоидном гаметофите путём митоза. Набор хромосом - п. Споры образуются на диплоидном спорофите путём мейоза. Набор хромосом у спор - п.

4.Определите хромосомный набор в клетках заростка и клетках взрослого растения папоротника. 

1. хромосомный набор в клетках заростка -п

2.хромосомный набор в клетках взрослого растения -2п

3.заросток образуется из гаплоидной споры, которая делится митозом, а взрослое растение образуется из 2п зиготы, которая делится митозом.

4341
27 Января

Вопросы ЕГЭ по биологии

 

 

 

Решить задачи, пользуясь таблицей, которая у вас есть (  задание от 08.02.2014), ответы 24.02 2014

1.    Хромосомный набор соматической клетки пшеницы равен 28. Определить 1) число ДНК в клетке семязачатка, в конце мейоза 1 и мейоза 2.  Объяснить в каждом конкретном случае.

1) в конце мейоза 1 - ДНК - 28; хромосом - 14

2) в конце мейоза 2 - хромосом - 14, ДНК - 14

3) в мейозе 1 расходятся гомологичные хромосомы, происходит редукционное деление, поэтому число хромосом и ДНК уменьшается в 2 раза

4) в мейозе 2 расходятся сестринские хроматиды, поэтому число хромосом  сохраняется, а число ДНК уменьшается в 2 раза

2. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев, спор, заростка папоротника. Объяснить, как формируется набор в каждом конкретном случае.

1)в клетках листа папоротника - 2п, т.к.взрослое растение папоротника является спорофитом и развивается из оплодотворённой яйцеклетки

2) в споре - п ( т.к. споры образуются в результате редукционного деления мейоза, поэтому набор хромосом уменьшается в 2 раза

3) в клетках заростка папоротника - п, т.к. заросток развивается из гаплоидной споры

01.03 2014

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ГАГЦЦТЦЦЦТАТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны тРНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода

Ответ: 1) ДНК:ГАГ-ЦЦТ-ЦЦЦ-ТАТ

иРНК:                 ЦУЦ-ГГА-ГГГ-АУА

2) антикодоны тРНК: ГАГ-ЦЦУ-ЦЦЦ-УАУ

3) последовательность аминокислот в молекуле белка: ЛЕЙ-ГЛИ-ГЛИ-ИЛЕ

Определённые стадии развития насекомых, развивающихся с полным превращением, выполняют разные функции. Какие это стадии, какие функции они выполняют.

1) представители этих насекомых проходят стадии яйцо-личинка-куколка-имаго

2) Яйца содержат наследственную информацию и запас питательных, не входящих в состав веществ для развития организма, личинка накапливает массу, куколка - стадия перестройки организма, а имаго активно расселяется и размножается

Назовите не менее 4-х отличий кристалла поваренной соли от клетки амёбы, учитывая биологические свойства амёбы

1) кристалл повар. соли не обладает наследственностью и изменчивостью

2)он не обладает способностью к регулируемому обмену веществами и энергией с окружающей средой

3) он не обладает способностью к саморегуляции

4) он не способен к самовоспроизведению

Что произойдёт в биоценозе смешанного леса, если из него исчезнут все виды насекомых

1)насекомоядные птицы останутся без корма

2)резко снизится численность насекомоядных, а затем и хищных птиц

3)резко упадёт плодовитость насекоопыляемых растений

4) нарушится пищевая цепь в ряду продуценты-консументы 2-го -3-го порядков

 

4078